В определенный момент своей жизни каждый (или почти каждый) человек задумывался о своем бизнесе. Часть из этих людей размышляет о интернет магазине. Кто-то хочет продавать свой продукт, у кого, то есть доступ к поставщикам. В обоих случаях чтобы бизнес идея была реализована нужен не только капитал, но и правильно настроены процессы интернет магазина.

Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Бизнес идея – интернет магазин
Высказивание из книги Джоша Кауфмана

Бизнес процессы интернет магазина

 Интернет магазин, как и любой другой бизнес делится на несколько процессов:

  1. Ценность
  2. Сбыт (стоимость)
  3. Доставка
  4. Доход
  5. Возвращаемость

И каждый процесс имеет определенные составляющие, которые в совокупности и являются бизнесом.

Ценность товаров

Перед тем как начать производить или закупать товар нам необходимо определиться с ценностью. Сюда входит: 

  • определение целевой аудитории
  • срочность решения
  • размеры рынка
  • уникальность предложения 
  • возможность дополнительных продаж. 

Давайте разберем каждую составляющую на примере детских товаров.

Предположим, что у нас есть возможность производить одежду для детей. Чтобы понять масштабы целевой аудитории будем отталкиваться от наших продуктов. Так как ассортимент рассчитан на детей от 3 до 12 лет, то и нашей целевой аудиторией будут молодые папы и мамы. Здесь нужно оговорится что все идеи нужно проверять с помощью опросов, тематических порталов и исследований.

Далее мы смотрим насколько обострена эта проблема. Заходим в Google и вбиваем в поиске “купить одежду для ребенка 3 лет” или идентичный запрос, связанный с нашими продуктами. Смотрим на предложения. Также не будет лишним посмотреть доступность детских товаров офлайн. В результате узнаем насколько срочно нужно решать проблему. А просмотрев конкурентов и популярность запросов в Google трендах и Serpstat также сможем оценить объем рынка.

Пришло время составить утп (уникальное торговое предложение). Отталкиваться будем от свойств готового изделия. Например, наша одежда отличается износостойкостью и качеством материалов. Тогда первым предложением у нас будет: Высокая износостойкость детской одежды, благодаря двухуровневой покраске и использованию усиленных котоновых нитей. Вторым: Для нашей одежды мы используем только высококачественный хлопок из Индии, который проходит 3 уровня проверки. Каждое утп необходимо составлять по формуле: свойство продукта — объяснение благодаря чему — это свойство есть у продукта.

С товаром разобрались, теперь переходим к целевой аудитории. Узнайте, что важно для ваших потенциальных клиентов в нише детских товаров. Используйте техники опроса аудитории, спросите мнение друзей и знакомых и просмотрите форумы. После открытия проблем аудитории, сопоставьте их с уникальными свойствами продукта. И на пересечениях выстраивайте уникальность предложения. 

Бизнес идея для интернет магазина
Кадр из фильма “Люди Икс: Первый класс

Готово? Пришло время смотреть конкурентов. Узнайте в чем отличия и сходства с вашим предложением. Анализируйте

  • Прямых конкурентов (такой же продукт как у вас)
  • Косвенных конкурентов (разные товары, которые закрывают одну и ту же потребность)
  • Лидеров рынка
  • Зарубежные компании

И если ваш продукт не имеет преимуществ, тогда надлежит работать над сервисом и брендом. Кстати стратегия продвижения бренда хорошо расписана в этой статье.

Последней частью ценности является возможность дополнительных продаж. Чтобы понять есть ли у вас такая возможность ответьте на вопрос: Какие проблемы (боль) целевой аудитории продукт не решает.

Сбыт

Начать построение этого процесса необходимо с определения стоимости. Цену определяют три фактора:

  • удобство
  • качество
  • статус

За пример возьмем нишу косметики. Предположим вы заключили контракт с известным французским брендом, который не представлен на рынке страны. В оптовою цену изделия уже будут заложены качество и статус. А вот удобство предоставляете вы. Таким образом увеличивая цену продукта.

Далее нужно убедится, что у нас есть рынок. Достаточное количество людей захочет купить косметику по представленной вами цене? Сделайте одну или несколько промо страниц и запустите рекламу. Посмотрите, как целевая аудитория реагирует на предложение. Если к вам не поступило ни одного заказа на продукт значит у вас нет рынка. Подмечу что для подведения результатов желательно не меньше 500 переходов на одну страницу.

И последним моментом в этом процессе является тестирование ценовой границы. Расчетами ценовой границы необходимо заниматься регулярно. Каждый раз, когда меняется потенциал рынка. Вы должны всегда знать возможную максимальную цену, ведь от нее зависит объем прибыли.

Доставка

Продажа товара напрямую зависит от удобства получения ценности. Поэтому нужно проработать каждую составляющую доставки:

  • Способы
  • Затраты на транспортировку
  • Возвращение товара

Для легко транспортировочного ассортимента наилучшим способом будут курьерские службы. Но в случае с региональным бизнесом или тяжело перевозимым товаром вам будут нужны дополнительные идеи.

За пример регионального бизнеса возьмем магазин цветов. Доставка цветов зачастую будет происходить в пределах одного города. Поэтому мы либо доставляем товары через службу такси либо нанимаем персонал с автомобилем. Какой вариант выбрать зависит от объемов продаж. Также чтобы цветочный бизнес приносил больше доход стоить добавить дополнительные товары (например сладости).

В трудно перевозимых товаров есть другая проблема: высокая цена упаковки или большой минимальный заказ. Решением в такой ситуации выступает пробный образец. 

Доход

Мало просто создать бизнес, нужно еще и получать прибыль. Это один из важнейших процессов, который нуждается в постоянном контроле. Вы всегда должны стремиться к снижению затрат и увеличению дохода. Этот процесс можно хорошо проиллюстрировать на примере магазина автозапчастей. 

Рынок автозапчастей очень большой, и те, кто хоть немного связан с этой нишей знают, что здесь затраты большие, а прибыль на одном продукте маленькая. Доход будет напрямую зависеть от оборота. И ключом к успеху в этой нише будет фокус. Сосредоточьтесь для начала на одной группе товаров. Сделайте SEO оптимизацию и контентное наполнение интернет магазина только для одной группы (например рулевое управление). На чем сфокусироваться подскажет спрос. Это позволит поднять продажи в данной категории и снизит затраты на наполнение сайта. Такой способ постепенно будет увеличивать оборот, при этом не увеличивая затрат.

Подводя итог этого процесса выскажу следующую идею: Всегда оценивайте доходы и расходы в долгосрочной перспективе.

Возвращение покупателей

Вернуть покупателя дешевле, чем найти нового. Данный процесс играет большую роль в стабильности бизнеса. Если все ваши усилия сосредоточены на привлечении новых клиентов, то вы теряете свою золотую жилу. Перед первой покупкой в интернет магазине посетитель всегда сомневается. Но когда клиент удостоверился, что вам можно доверять (если он конечно доволен сервисом) сделать повторную продажу намного легче. Заботьтесь о своих покупателях как о своей семье. Делайте каждому персонализированные предложения. Составьте систему лояльности (скидок). Делайте все, чтобы покупатель вернулся.

Для возвращения можно использовать следующие техники: 

  • таргетированные предложения
  • кэшбэк на бонусный счет
  • сбор впечатлений о покупке
  • тематический подарок
  • интерактивное вовлечение (квизы, вирусные видео)
  • Неожиданный бонус (с доставкой)

Итог

Каждый из представленных выше процессов требует времени и определенных навыков. Поэтому еще на этапе бизнес плана определитесь со своими сильными сторонами и решите, что входит в вашу компетенцию, а что нужно делегировать. Методика “хочешь сделать хорошо – сделай это сам” это не про бизнес. С ростом интернет магазина вам все больше будет необходим навык формирования и управления командой. Но эту тему мы рассмотрим в другой статье. А сейчас после прочтения переходите к выполнению. И если у вас остались вопросы смело задавайте их в комментариях.

5/5 (1 Review)

Поделись материалом в фейсбук:

Коментарии

Автор: Vitalik

Очень интересная статья!!

Автор: Max

Полностью согласен

Добавить коментарий: